Льюис Кэрролл

Биография

Доджсон родился в небольшой деревушке Дэрсбери в графстве Чешир 27 января 1832 года. Он был старшим сыном приходского священника Чарльза Доджсона и Фрэнсис Джейн Лютвидж. При крещении, как нередко бывало в те времена ему дали два имени: первое, Чарльз - в честь отца, второе, Лютвидж - в честь матери. Позже, когда юный Доджсон начал писать юмористические стихи, он взял себе псевдоним из этих двух имен, предварительно подвергнув их двойной трансформации. Сначала он перевел эти имена - "Чарльз Лютвидж" - на латинский язык, что дало "Каролюс Людовикус". Затем он поменял их местами и перевел "Людовикус Каролюс" обратно на английский язык. Получилось "Льюис Кэрролл".

Чарльз с детства увлекался математикой, а когда кончил колледж, ему предложили остаться в Оксфорде, а осенью 1855 года он был назначен профессором математики одного из колледжей.

Доктор Доджсон поселился в небольшом доме с башенками и сам скоро стал одной из достопримечательностей Оксфорда. Во внешности его было что-то странное: легкая асимметрия лица - один глаз несколько выше другого, уголки рта подвернуты - один вниз, другой вверх. Говорили, что он левша и только усилием воли заставляет себя писать правой рукой. Он был глух на одно ухо и сильно заикался. Лекции читал отрывистым, ровным, безжизненным тоном. Знакомств избегал, часами бродил по окрестностям. У него было несколько любимых занятий, которым он посвящал все свободное время.

В юности он мечтал стать художником. Он много рисовал, в основном карандашом или углем, сам иллюстрировал рукописные журналы, которые издавал для своих братьев и сестер. Однажды он послал серию своих рисунков в юмористическое приложение к газете "Таймс", редакция их отвергла. Тогда Доджсон обратился к фотографии. Он купил аппарат и всерьез занялся этим необычайно сложным по тем временам делом: фотографии снимались с огромной выдержкой на стеклянные пластинки, покрытые коллодиевым раствором, которые нужно было проявлять немедленно после съемки. Доджсон занимался фотографией самозабвенно и достиг больших успехов в этом трудном искусстве. Он снимал многих замечательных людей своего времени - Теннисона, Данте Габриэля Россети, великую актрису Эллен Терри, с которой был связан многолетней дружбой, Фарадея, Томаса Гексли. Спустя почти сто лет, в 1950 году, в Англии была издана книга "Льюис Кэрролл - фотограф", в которой опубликованы шестьдесят четыре лучшие его работы. Специалисты недаром отводят ему одно из первых мест среди фотографов-любителей XIX века. Интересно, что фотографии Кэрролла выставлялись в 1956 году на знаменитой выставке "Род человеческий", побывавшей во многих городах мира, в том числе и в Москве. Из английских фотографов XIX века, работавших с очень несовершенной техникой, представлен был он один.

Доджсон очень много работал. Он поднимался на рассвете и садился за письменный стол. Чтобы не прерывать работы, он почти ничего не ел днем. Стакан хереса, несколько печений - и снова за письменный стол. Иногда он писал, стоя за высокой конторкой. Лекции, обед в колледже, прогулка - и снова работа, далеко за полночь. Доктор Доджсон страдал бессонницей. По ночам, лежа без сна, он придумывал, чтобы отвлечься от грустных мыслей, "полуночные задачи" - алгебраические и геометрические головоломки - и решал их в темноте. Позже они вошли в книгу Кэрролла "Математические курьезы".

За пределы Англии доктор Доджсон выезжал всего раз - и здесь он снова всех поразил. В те годы принято было ездить на континент в Европу - в Италию, Францию, Швейцарию, иногда в Грецию. Но доктор Доджсон поехал в Россию!

Помимо фотографии, театра и писем, был у доктора Доджсона еще один конек - подобно Белому Рыцарю, он без конца что-нибудь изобретал. Он изобретал новые игры и публиковал к ним правила. Вот самая легкая из них, в которую до сих пор играют в Англии. Она называется "Словесные звенья" или "Дублеты". Состоит она в следующем: исходя из начального слова, игроки должны прийти к заданному, причем изменять в слове можно лишь по одной букве, не удлиняя и не укорачивая его, так, чтобы каждый раз получалось новое слово, а не бессмыслица. Скажем, если нужно "Положить РАКА в СУП", возможна такая цепь из словесных звеньев: РАК-САК- САП-СУП. Выигрывает в этой игре тот, кто достигает заданного результата кратчайшим путем.

Доктор Доджсон не ограничивался одними лишь словесными играми. Он сделал множество изобретений. Некоторые из них были повторены годы спустя другими людьми и вошли в широкое употребление. Он изобрел шахматы для путешественников, где фигуры держались на доске с помощью маленького выступа, соответствующего углублению в клетке; приспособление для того, чтобы писать в темноте, которое он называл Никтографом; бесчисленные игрушки и сюрпризы, заменитель клея, способы проверки деления числа на 17 и 13, мнемонические приемы для запоминания последовательного ряда цифр (сам он с их помощью помнил число до семьдесят первого десятичного знака!) и многое, многое другое.

Умер доктор Доджсон 14 января 1898 года.

Библиография

  • Полезная и назидательная поэзия (1845);
  • Алгебраический разбор пятой книги Евклида (The Fifth Book of Euclid Treated Algebraically, 1858 и 1868);
  • Конспекты по алгебраической планиметрии [плоской алгебраической геометрии Чарлза Лутвиджа Доджсона] (A Syllabus of Plane Algebraical Geometry, 1860), "Руководство для изучающих математику" (1864);
  • Приключения Алисы в Стране чудес (Alice's Adventures in Wonderland, июль 1865); - Сведения детерминантов (1866);
  • Элементарное руководство по теории детерминантов (An Elementary Treatise on Determinants, 1867);
  • Фантасмагория (Phantasmagoria, 1869) – сборник стихов;
  • Сквозь зеркало и Что там увидела Алиса (Through the Looking-Glass and What Alice Found There, вышло на Рождество 1871, однако указан 1872);
  • Охота на Снарка (The Hunting of the Snark, 1876);
  • История с узелками (1878?) — сборник загадок и игр;
  • Евклид и его современные соперники (Euclid and His Modern Rivals, 1879) - математический труд;
  • Дублеты, словесные загадки (1879);
  • Евклид (1, 2 книги) (1879);
  • Стихи? Смысл? (Rhyme? And Reason?, 1883) – сборник стихов;
  • Принципы парламентского представительства (1884);
  • Логическая игра (1887);
  • Математические курьезы: в 2 томах (Curiosa Mathematica, 1888 и 1893);
  • Сильвия и Бруно (Sylvie and Bruno, 1889);
  • Алиса для детей (The Nursery Alice, 1889)
  • Круглый бильярд (1889);
  • Восемь или девять мудрых слов о том, как писать письма (1889);
  • Символическая логика (Symbolic Logic, 1896);
  • Три заката (Three Sunsets, 1898).

Наверх

Hosted by uCoz